ГлавнаяСтатьиДудук. Национальный музыкальный инструмент Армении

Дудук. Национальный музыкальный инструмент Армении

Последние премьеры

Идентичность каждого народа в мировой истории обусловлена, прежде всего, его духовными и культурными ценностями, среди которых особое значение имеют национальные музыкальные инструменты. Они занимают очень важное место в культурной жизни народов, так как являются олицетворением и образом самого народа

Дудук
Дудук

Дудук или, как его ещё называют на армянском – «циранапох» (абрикосовая дудка), получил распространение на Ближнем Востоке и, как считают археологи и историки, вошёл в обиход примерно с 1200-х г. до н.э. У других народов также встречаются подобные инструменты; такие как персидский балабан, грузинский дудуки, турецкий мей и т.д., которые создавались в соответствие с национальными особенностями и требованиями. Их отличия от армянского дудука заключаются как в способе изготовления, так и в исполнительском искусстве и звучании.

Армянский дудук изготавливается из определенного сорта абрикосового дерева, произрастающего только в Армении. В армянском быту встречаются также дудуки, изготовленные из дикой груши. Например, в поселениях амшенских армян, где не росли
абрикосы, сырьем для дудука служила древесина дикой яблони, груши, сливы или тутового дерева. Однако профессиональные музыканты всегда отдавали предпочтение абрикосовому дереву. Длина трубки дудука на которой сверху высверливаются семь или восемь отверстий, составляет двадцать восемь, тридцать три или сорок сантиметров. Язычок длиной от девяти до четырнадцати сантиметров сделан из тростника.

Дудук
Дудук

Комитас отмечает, что с помощью дудука (он его называет «най») возможно издавать волшебные звуки: он способен выражать все человеческие чувства; как сердца, так и ума, а также описывать сущность. А всемирно известный композитор Арам Хачатрян писал: «Дудук — единственный инструмент, чье звучание заставляет меня плакать».

Дудук по тембру очень близок к человеческому голосу и известен своей лирической мелодичностью, на нем издревле играют на торжествах и свадьбах, хотя многим кажется, что он звучит только по печальным поводам. Этот уникальный инструмент может выражать самые разные настроения: радость, грусть, горечь, восторг. В некоторых армянских поселениях было принято играть на дудуке рядом с больными, ожидая их скорого выздоровления. С его помощью можно играть сложные и большие произведения.

Ни один другой инструмент так трогательно и образно не повествует историю армянского народа, как дудук, волшебные звуки которого разнесли по миру такие исполнители, как выдающийся мастер, один из самых замечательных музыкантов прошлого века, «царь дудука» Ваче Овсепян, талантом которого восхищались люди с высоким музыкальным вкусом, известный армянский дудукист и композитор Дживан Гаспарян, Геворг Дабагян и другие. Благодаря их музыкальному таланту дудук звучит во многих известных зарубежных фильмах, таких как «Последнее искушение Христа», «Гладиатор», «Евгений Онегин», «Арарат» и других. Сегодня он вызывает большой интерес у всемирно известных музыкантов.

Хотя дудук считается мужским инструментом, из-за довольно сложной техники исполнения, однако в конце 20 века появились дудукистки-женщины: Армине Григорян (США), Анна Саргсян и Лилит Овсепян.

Дудук стал «участником» таких музыкальных жанров, как джаз, блюз, поп, классика и даже рок. К примеру внук Дживана Гаспаряна — Дживан Гаспарян-младший часто пробует дудук в разных музыкальных стилях, в основном в джазе.

В Армении есть несколько мастеров дудука, среди которых можно отметить Рубена Рушаняна, мастера Абеля, Карена Мукаеляна и других. Современные мастера создатели дудука совершенствуют акустические возможности инструмента. Например, мастер Карлен
из США, создал дудук необычных размеров, который расширяет диапазон звучания данного инструмента.

В 2005 году армянскому дудуку и исполняемой на нём музыке ЮНЕСКО присвоила статус шедевра устного и нематериального культурного наследия человечества. В 2008 году они включены в «Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества».

Автор статьи: Арпине Аветисян
Перевод на русский язык: Геворг Налгранян

Самое популярное

Похожие статьи

Шарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить…»

Шарль Азнавур – имя, которое можно озвучить в любом уголке земного шара без использования прилагательных, чтобы представить его

Арно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

В истории всемирной культуры армянский народ оставил много ярких и запоминающих имен, чьи произведения считаются бессмертными, несмотря на перемену эпох...

Месроп Маштоц и создание армянского алфавита

Армянский алфавит – это величайший шедевр человеческого творения, созданный не только для того чтобы писать и читать на родном языке, познавать себя и другие народы, но и для самоопределения, сохранения самобытности, истории, культуры, веры и традиций – главных критерий для физического и духовного существования каждого народа
0:00
0:00