ГлавнаяСтатьиКомитас – чувство вечности в каждой ноте

Комитас – чувство вечности в каждой ноте

Последние премьеры

В истории духовной и народной музыки Армении свое исключительное место имеет музыковед, автор песен и исполнитель, фольклорист Комитас Вардапет, положивший начало армянской духовной музыки

Его вклад в армянскую культуру неоценим. В зеркально чистой комитасовской музыке наш народ нашел свой истинный дух и свою сущность. В этом году великому композитору исполнилось 153 года.

Комитас (Согомо́н Кево́рк Согомоня́н)
Комитас (Согомо́н Кево́рк Согомоня́н)

Комитас (Согомон Согомонян) родился 26 сентября (8 октября) 1869 г. в городе Кютахья или Кутина (Османская Империя). Его предки переселились туда из Гохтн — гавара Великой Армении, в конце 17 века. Отец — Геворг Согомонян и мать — Тагуи Ованнисян, обладали красивым голосом, великолепно пели, сочиняли песни, которые полюбились местным населением и стали частью их музыкального быта. К сожалению, Комитас рано потерял своих родителей. В 1870 г. скончалась мать, а в 1880 г. – погиб отец. Попечение осиротевшего ребенка взяла на себя бабушка с отцовской стороны, а после ее смерти – тетя.

В 1876-1880 гг. Комитас получает обучение в местной четырехлетней школе, а после – в гимназии в Бруссе, так и не закончив его. Через четыре месяца он возвращается домой полной сиротой. У мальчика был великолепный голос, который спустя годы прославит его на весь мир.

Жизнь 12-летнего Согомона кардинально изменяется после того, как священник Геворг Дерцакян отправляется в Эчмиадзин для принятия сана епископа. По поручительству католикоса Геворга IV он обязуется доставить в Эчмиадзин сироту с красивым голосом для получения обучения в Георгиевской семинарии. Из 20 мальчиков и юношей священник выбирает Согомона.

Կոմիտաս (Սողոմոն Գէորգ Սողոմոնեան)
Կոմիտաս (Սողոմոն Գէորգ Սողոմոնեան)

Когда 1 октября его представляют католикосу, который начинает говорить с ним по-армянски, оказывается, что мальчик не понимает язык. Тогда католикос с гневом говорит, что ни в коем случае не примет его. Но, когда Согомон начинает петь Луи Зварта, на глазах католикоса появляются слезы. Исполняя шаракан (духовный гимн), звонкий, красивый сопрано мальчика обхватывает все вокруг себя, наполняя пространство и сердца присутствующих теплом и блаженством. После, благодаря своим способностям, Согомон вскоре овладевает армянским языком, свободно говоря на нем.

Комитас. Духовное образование и музыкально-общественная деятельность

Во время обучения в Георгиевской семинарии (1881-1893 гг.) раскрываются уникальные музыкальные способности Комитаса, проявленные еще в детстве. Под руководством Саака Аматуни он обучается теоретическим и практическим основам армянской духовной музыки. В этот период он начинает собирать и изучать армянские народные песни, начинает свою творческую деятельность. По словам трудящихся за стенами Эчмиадзинского монастыря монахов, мастер был скромным и трудолюбивым. Он расспрашивал крестьян, старых и молодых и узнавал много сельских песен: «Самый большой создатель — это народ. Идите и обучайтесь у него…», — говорил он.

В 1890 г. Согомон принимает сан диакона. После окончания духовного обучения он начинает преподавать в семинарии в качестве учителя музыки. В 1894 г. он принимает сан монаха под именем Комитас в честь армянского католикоса, лирика VII века, Комитаса А Ахцеци. В 1895 г. он получает духовную степень вардапета.

Спиридон Меликян, Комитас и Арменак Шахмурадян
Спиридон Меликян, Комитас и Арменак Шахмурадян
В 1895-96 гг. Комитас под руководством композитора Макара Екмаляна изучает музыкальные теоретические предметы в Тбилиси. В 1896 г. за счет стипендии, предоставленной крупным нефтяным промышленником и филантропом Александром Манташяном, Комитас уезжает в Берлин для продолжения обучения. В 1899 г. он заканчивает отдел философии при университете Фридриха Вильгельма (в настоящем университет Гумбольдта) и частную консерваторию Рихарда Шмидта. Комитас обучался под руководством таких известных музыковедов, как Оскар Флейшер, Генрих Белларман, Макс Фридлендер. В 1899 г. он становится одним из основателей Международной музыкальной компании, выступая в ее собраниях с докладами и лекциями про армянскую музыку.
После возвращения в Эчмиадзин Комитас начинает свою музыкально-общественную многостороннюю деятельность — записывает армянские сельские и духовные песни, ведет научное исследование на эту тему. Он вместе с квартетом семинарии дает концерты в Эчмиадзине, Ереване, Тбилиси и Баку. Последовательно ведет труды над расшифровкой системы записывания армянской средневековой музыки (хазер).
Варпет Комитас и Федерико Гарсиа Лорка - великий армянский композитор и великий испанский поэт
Варпет Комитас и Федерико Гарсиа Лорка — великий армянский композитор и великий испанский поэт

Комитас выступает с многочисленными докладами и лекциями, касающихся армянской музыки в разных городах Европы и Востока (Париж, Берлин, Цюрих, Женева, Лозан, Венеция, Александрия, Каир). Его выступления повсюду получают восторженный прием и удосуживаются высокой оценке таких всемирно известных музыкантов своего времени, как Луи Лалуа, Ромен Роллан, Клод Дебюсси, Петер Вагнер и другие.
В 1907 г. в Париже издается первый сборник композитора «Армянская лира», где были включены соло и хоровые обработки армянских сельских и духовных песен. Осенью 1910 г. Комитас переезжает в Константинополь, атмосферу которого он считал самым благотворным для своей деятельности. Там он основывает двуполый хор «Гусан» состоящий из 300 человек, давая концерты в разных городах, продолжая тем временем свои труды и педагогическую деятельность.
В 1912 г. в Лейпциге издается сборник Комитаса «Армянские сельские песни», включающий соло и хоровые обработки армянских народных песен.
В 1914 г. в Париже он участвует в пятой конференции Международной музыкальной компании с тремя докладами об армянской духовной, народной музыке и каллиграфии. Творческим достижением этого периода является один из хоровых шедевров – «Патараг»
для мужского хора.
Комитас. Памятник установленный в Стамбуле
Комитас. Памятник установленный в Стамбуле

Но творческая деятельность гениального музыканта жестоко обрывается под лезвием ятагана Османской Империи. Во время организованного ею Геноцида армян 1915 г. Комитас вместе с другими представителями интеллигенции арестовывается и отправляется в ссылку, где становится свидетелем зверского обращения младотурков со своим народом, от чего его душевное состояние расшатывается безвозвратно. И, несмотря на его возвращение из ссылки благодаря посредничеству американского посла Моргентау, Комитас, увы, так и не продолжает свою работу и творчество. Увиденное зверство опускает завесу просветления гения, навсегда оставляя его в темноте.

В 1916-1919 гг. Комитас провел свои дни в психиатрической клинике Константинополя, а последние 16 лет – в пригородных медицинских учреждениях Виль-Эврар и Вил-Гиф в Париже, сохраняя в голове ужасные картинки резни.

Комитас Вардапет скончался 20 октября 1935 г. в Париже. Год спустя его прах был перевезен в Ереван и сегодня заключается в пантеоне армянских культурных деятелей, который несет его имя.
Памятник Комитасу у Консерватории им. Комитаса
Памятник Комитасу у Консерватории им. Комитаса

18 интересных фактов о Комитасе

  1.  В доме говорили только на турецком. Отец был сапожником, а мать – ткачихой. Оба родителя имели красивый голос, обожали музыку и пение.
  2. Мать родила его в 16 лет.
  3. Потерял мать, когда ему было 6 месяцев, а в возрасте 10 лет он потерял и отца. Его воспитывала бабушка, а потом — тетя с отцовской стороны. По словам одноклассников, он был худым, бледным, добрым мальчиком с покладистым характером.
  4. Обладал великолепным голосом и пел хорошо. В Кьютахье его называли «маленьким бродячим певцом».
  5. Его первый сборник народных песен состоял из 25 любовных, свадебных, колыбельных и танцевальных песен.
  6. Был рукопоставлен, взяв имя известного поэта, лирика VII века армянского католикоса Комитаса.
  7. Плату за обучение в Берлинском императорском университете ему помогали покрывать Хримян Айрик и Александр Манташян, но так как он больше не имел других финансовых источников, то был вынужден сократить свое питание вплоть до одного раза в день, а иногда даже голодал.
  8. Во время одного из концертов ему удается собрать 1000 золотых монет, что было огромной суммой в те времена. Тогда весь доход Комитас пожертвовал национальной больнице.
  9. Имел очень красивый почерк.
  10. Был чрезвычайно дотошным в том, что касалось чистоты. “Его лицо, волосы, одежда всегда были чистые. Не раз бывало, что мы возвращались из дальнего путешествия все в пыли, так он пока не приводил себя в порядок не садился за стол, чтобы пообедать, даже если был очень голоден”, — рассказывают его близкие.
  11. Никогда в своей жизни не пил и не курил. Зимой и летом он спал с открытым окном. Лежал прямо на полу без тюфяка и подушки.
  12. В Вагаршапате не было клубов, театральных представлений, общественных мероприятий. Вместо этого в неделю один или два раза учителями собирались в доме одного из друзей, чтобы веселиться. Комитас был очень остроумным и жизнерадостным, любил весело провести время.
  13. Отлично танцевал. Во время посиделок с друзьями по просьбе присутствующих он охотно исполнял выученные в родном городе турецкие танцы.
  14. Любил играть в нарды. Одним из его партнеров был учитель математики в семинарии Карапет Терян. Комитас играл быстро, обеими руками, а соперник делал математические расчеты и всегда медлил. В случае победы Комитас говорил сопернику, “Ну, иди, передавай привет своему отцу”, а если проигрывал, вскакивал на ноги и шел побегать с ребятами.
  15. Своих любимых учеников и близких он называл “кэртэнкэлэ”, что означало ящерица, сам он имел брошь в виде ящерицы.
  16. В свободное время любил гулять в открытых полях: «Я проживу, мало кушая, но без свежего воздуха – никогда. Моя первостепенная еда – это прогулка на свежем воздухе».
  17. Комитас обожал цветы. Его дом всегда был украшен свежими цветами – любимыми розами и гвоздиками, от которых воздух наполнялся приятным ароматом.
  18. Дружил со своими учениками, не избегал даже пошутить с ними. Но во время уроков и репетиций был строгим и требовательным.
Источники:

Самое популярное

Похожие статьи

Шарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить…»

Шарль Азнавур – имя, которое можно озвучить в любом уголке земного шара без использования прилагательных, чтобы представить его

Арно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

В истории всемирной культуры армянский народ оставил много ярких и запоминающих имен, чьи произведения считаются бессмертными, несмотря на перемену эпох...

Месроп Маштоц и создание армянского алфавита

Армянский алфавит – это величайший шедевр человеческого творения, созданный не только для того чтобы писать и читать на родном языке, познавать себя и другие народы, но и для самоопределения, сохранения самобытности, истории, культуры, веры и традиций – главных критерий для физического и духовного существования каждого народа
0:00
0:00