ГлавнаяСтатьиАрно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

Арно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

Последние премьеры

В истории всемирной культуры армянский народ оставил много ярких и запоминающих имен, чьи произведения считаются бессмертными, несмотря на перемену эпох. Один из них — маэстро Арно Бабаджанян, сумевший с ювелирной ловкостью сочетать армянскую музыку с русской, проникнуть своими песнями до самих глубин внутреннего эмоционального мира своей публики

Арно Бабаджанян – известный армянский композитор и пианист, народный артист СССР и АССР, талантливый педагог и человек с исключительным чувством юмора, родился 22 (21) января 1921 года. По воле судьбы, его день рождения совпал с днем смерти предводителя коммунистов В. И. Ленина. В этот день был объявлен ежегодный траур, поэтому дальновидный отец решил изменить 21 января на 22 число, дабы избавить сына от возможных дальнейших проблем.

Маленький Арно с родителями. Источник: https://www.vokrugknig.blogspot.com/
Маленький Арно с родителями. Источник: https://www.vokrugknig.blogspot.com/

Отец композитора был учителем математики, но также увлекался музыкой, играл на кяманче, шви и фисгармонии. Мать была учительницей русского языка в школе им. А. Горки. Исключительный музыкальный талант мальчика, наверное, перешел ему от отца, так как уже в 3 годика, он стал играть на старой домашней фисгармонии.

Еще в годы посещения детского сада, его заметил другой великий армянский композитор Арам Хачатурян. Ему сразу приглянулись не только отличные музыкальные способности ребенка, но и его физические особенности – огромный нос и большие руки. Услышав шестилетнего мальчика, этот почетный гость сразу же произнес: «Ты обязательно должен заняться музыкой…». Только потом Арно узнал, что этот человек был сам Арам Хачатурян. Их встречу маэстро, потом вспоминал все с тем же мальчишеским восхищением. После этого их пути не раз пересекались. Арам Ильич появлялся в самые нужные моменты на разных этапах его плодотворной творческой жизни.

Арно Бабаджанян учился долго, получая музыкальное образование и развивая свои творческие способности в разных учреждениях, как в Ереване, так и в Москве. С 1928 г. он стал посещать среднюю школу им. А. Горки, и одновременно поступил в группу талантливых детей при Ереванской государственной консерватории. Уже в 9 лет он написал свою первую работу «Пионерский марш». В 12 лет получил свой первый приз на конкурсе юных музыкантов. После окончания музыкальной школы, в 1935 г. поступил в Государственную консерваторию, факультет фортепиано и композиции.

В 1938 г. Арно Бабаджанян поехал в Москву и сразу же поступил на последний курс музыкального училища им. Гнесиных, обучаясь там один год. В 1947 г. он окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса. В эти годы он написал свою первую крупную поэму – Концерт для фортепиано.

В 1948 г. он окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, отдел фортепиано. Одновременно в  1946-1948 гг. он прошел классы творчества в студии при Армянском культурном доме Москвы под руководством композиторов Г. Литинского, Н. Пейко, В. Цукермана. В эти годы он написал Полифонический сонат для фортепиано. Присутствующие в нем инновационные музыкальные подходы в дальнейшем были использованы в написании некоторых известных его произведениях.

Арно Бабаджанян. Источник: https://www.loravit.ru/
Арно Бабаджанян. Источник: https://www.loravit.ru/

С 1950-х гг. Арно Бабаджанян начал успешную педагогическую деятельность. В 1950-1956-х гг. работал в Ереванской консерватории, обучая студентов, некоторые из которых в будущем стали известными пианистами. Именно в те годы композитор создал поэмы «Геройская баллада» (1950 г.), «Армянская рапсодия» (1950 г.), Трио для фортепиано (1952 г.) и другие, произведения, великолепно отражающие его исключительный музыкальный стиль. Начиная с конца 1950-х гг. композитор проживал преимущественно в Москве, но каждый год обязательно возвращался на родину на несколько месяцев.

Творческое наследие Арно Бабаджаняна включает в себя песни, инструментальные исполнения, симфоническую музыку. Он писал произведения, используя различные музыкальные направления – классика, поп, джаз. Оригинальный стиль композитора сформировался под воздействием его кумиров – Арама Хачатуряна и Сергея Рахманинова.

Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Арно Бабаджанян, Адам Худоян, Едуард Мирзоян. Источник: https://www.ru.hayazg.info/
Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Арно Бабаджанян, Адам Худоян, Едуард Мирзоян. Источник: https://www.ru.hayazg.info/

В 1959 г. композитор написал Сонат для скрипки и фортепиано, который поистине можно считать кульминационной точкой созревания его творчества. В 1960-70-х гг. он написал поэмы: Концерт для виолончели, «Шесть картин», Поэма для фортепиано и Струнный квартет No 3, представляющие собой яркие примеры нового художественного мышления, сочетания народного и современного стилей. В творческой жизни композитора немаловажное место занимают также небольшие произведения для фортепиано: «Элегия», «Экспромт», «Мелодия», «Танец Вагаршапата», «Умореск» и др.

Роль Арно Бабаджаняна в развитии советской эстрады

Кроме всего прочего Арно Бабаджанян также является автором многих песен,  получивших большую популярность. За счет своей мелодичности и исключительной искренности они считаются одними из лучших экземпляров советской эстрадной музыки. Тогда еще никто из друзей и преподавателей Бабаджаняна не представлял, что настоящую известность ему принесут именно песни, а не классические произведения. Из раннего опыта в написании песен он сделал вывод, что этот жанр не терпит поверхностного отношения с собой. Наоборот, композитор, пишущий песни, должен работать, полностью выкладывая себя в свое творчество, как в написании «серьезных», произведений. Позднее Бабаджанян, признался, что в написании песен он не старается использовать инновационные подходы, а, наоборот, пишет о простых чувствах, знакомых людям – про любовь, счастье, грусть…

Во многих любимых советских кинофильмах звучат песни Арно Бабаджаняна: «Песня первой любви», «Механика счастья», «Невеста из севера» и т.д. Удивительно, что песни, звучавшие в фильмах, в дальнейшем жили среди людей своей собственной жизнью, например, «Песня первой любви», «Песня любви», «Мой Ереван» сразу стали знаменитыми, а «Серенада» (Еревани сирун ахчик) уже давно стала «народной» хотя, немногим известно, что автором песни является именно Арно Бабаджанян.

Большую популярность получили также песни, написанные с соавторами Евгением Евтушенко («Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы»), Андреем Вознесенским («Год любви», «Москва-река», «Верни мне музыку»), Леонидом Дербеньевым («Лучший город земли») и т.д.

Перед написанием песни, Бабджанян уже знал, кто будет ее петь, учитывая вокальные особенности исполнителя. С ним сотрудничали многие известные артисты: Людмила Зыкина, София Ротару, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Юрий Гуляев, Жан Татлян и другие.

Тройкой титанов - Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский и Муслим Магомаев. Источник: https://www.vokrugknig.blogspot.com/
Тройкой титанов — Арно Бабаджанян, Роберт Рождественский и Муслим Магомаев. Источник: https://www.vokrugknig.blogspot.com/

Лучшие песни Муслима Магомаева написал именно Арно Бабаджанян. Автором слов песен в основном был Роберт Рождественский. Это трио титанов советской эстрады крепко держалось не только за счет плодотворного сотрудничества, их связывали также дружеские отношения. Бабаджанян и Рождественский были близкими друзьями и умели сотрудничать. Сначала создавалась музыка, а потом уже слова. В воспоминаниях сына Арно Бабаджаняна, Рождественский запомнился, как очень музыкальный человек. «Отец записывал для него музыку на пленке, он прослушивал ее дома, играл ее сам, и каким бы образом это не случалось, всегда получался правильный результат», — вспоминает Араик.

По словам известного композитора В. Шаинского, «Бог вложил в Арно Бабаджаняна ту ошеломительную музыку, которой известен весь армянский народ. Он сочинял поистине великолепную музыку, и не только в эстрадном стиле, нельзя не упомянуть его произведения имеющие огромную академическую ценность».

Иосиф Кобзон иногда обижался шутя, упрекая композитора за то, что самые хитовые произведения достаются не ему, а Муслиму Магомаеву. Однако известное произведение Бабаджаняна «Ноктюрн» первым исполнил именно Кобзон, а не Магомаев. Маэстро часто исполнял его вместе с оркестром Силантьева. Однажды Кобзон сказал ему: «Послушай, Арно, давай попросим Роберта, пусть сочинит слова, мне очень хочется исполнить эту песню». Последовал ответ, что эту музыку трогать не нужно: «Когда меня не будет, делайте, что хотите». И случилось именно так. Когда Бабаджаняна не стало, по просьбе Кобзона Рождественский написал восхитительное стихотворение для этой музыки.

«Он родился музыкантом. Его талант – это не результат типичных музыкальных способностей, ежедневного кропотливого труда. Он был атипичным, природа сама позаботилась о нем», — говорил Евгений Евтушенко, вспоминая Бабаджаняна.

Арно Бабаджанян за работой. Источник: https://www.milbaby.ru/
Арно Бабаджанян за работой. Источник: https://www.milbaby.ru/

Маэстро же подходил к собственной персоне характерным ему одному юмором: «Во времена Шопена или Рахманинова все было гораздо проще: не созывались собрания, люди не играли в шахматы или нарды. А жизнь не была такой интересной, как сейчас. Все это иногда заставляет задумываться сочинять музыку или жить. Хотя если бы я не стал композитором, наверное, был бы на сцене в роле комика. Думаю, было бы довольно гротескно».

А вот как выразился о маэстро Мартин Вардазарян, популярный пианист и композитор  «Арно обладал природным талантом пианиста и композитора. Свои произведения он показывал практически всем, слушал их мнение, но всегда делал так, как считал нужным».

Арно Бабаджанян. Интересные факты

Однажды в Ереване провели музыкальный опрос. Попросили случайных прохожих спеть песню Арно Бабаджаняна “Еревани сирун ахчик” из фильма «Песня первой любви». Все до единого спели песню с начала до самого конца. Автор произведения, как сумасшедший любил свой родной город и считал его самым лучшим местом в мире.

Бабаджанян каждое лето приезжал в Армению, он приглашал также своих друзей и коллег, организовывал интересные экскурсии, знакомил людей с безграничным и неповторимым армянским гостеприимством, делая их визит незабываемым.

Бабаджанян не представлял свою жизнь без юмора. Он всегда шутил и делал это без малейшего намека на злорадство. Он подшучивал даже над своим отцом, который был похож на Никиту Хрущева.

Арно Бабаджанян был крайне  требователен в вопросах национального самоопределения. Он всегда следовал армянским традициям и требовал от сына выражать свои мысли только на родном языке. В случае непослушания он мог дать сыну пощечину, так как был очень строгим в плане воспитания. Этот вопрос стал особо важным, когда его вся семья переехала в Москву. Но летом, когда они бывали в Армении, Араику приходилось прикладывать немало усилий, чтобы говорить на армянском. Отец даже обижался на родителей ереванских детей, которые общались с его сыном на русском языке.

Для Бабаджаняна его армянские корни занимали особое место, и он гордился, что  армянин. То же самое он требовал от своих родных. Поэтому когда 4-летнего Араика спросили, какой он национальности, ребенок, не имея представления об этом, ответил, что он еврей, так как большинство их соседей в Москве были евреи. После этого случая он получил очередную пощечину от отца и усвоил, что он – армянин.

Арно Бабаджанян заболел лейкемией в 32 года. Сначала родные боялись сообщать ему об этом и скрывали. Когда он узнал про свою болезнь, он очень возмутился. Но по доброй воле судьбы в те годы по приглашению Советского правительства в Москве находился известный французский врач для проведения обследования жены  партийного деятеля А. Косыгина. Когда об этом узнал Эдуард Мирзоян — один из друзей Бабаджаняна, он сразу же поговорил с первым секретарем ЦККП Армении Антоном Кочиняном. Кочинян, не задерживаясь, связался с руководством, попросив, чтобы приезжий врач обследовал  Арно тоже. Ему сказали, что врач берет 2000 долларов за один прием. Кочинян,  ни секунды не сомневаясь, ответил, что за Арно они готовы заплатить даже миллион долларов. Это позволило маэстро бороться с тяжелой болезнью и прожить 30 лет, установив реальный рекорд.

Арно Бабаджанян с сыном и с женой. Источник: https://www.liveinternet.ru/
Арно Бабаджанян с сыном и с женой. Источник: https://www.liveinternet.ru/

Свою будущую жену Бабаджанян встретил в 1945 г. Тереза Оганнисян была тогда студенткой  в Московской консерватории. После одного из концертов она подошла к Арно и высказала свое восхищение. Эта встреча стала для молодых людей судьбоносной. И, несмотря на то, что Терезе сулила блестящая карьера пианистки, она выбрала быть с любимым человеком. Арно с женой были неразлучны, она сопровождала его везде, помогала ему во всем.

Сердце великого композитора остановилось 11 ноября 1983 г.

Своей музыкой и песнями Арно Бабаджанян вложил огромный вклад в развитии советской и армянской эстрады. Когда его спросили: «Какая ваша любимая песня?», он ответил: «Я еще ее не написал». Так и ушел из жизни великий армянский композитор, не написав свою самую любимую песню. Однако все его произведения без исключения стали обожаемы народом. Его песни полюбили и пели на русском и на армянском, с Калининграда до Владивостока, с Москвы до Еревана… Его песни исполнили звезды советской и российской эстрады, известные артисты русской народной музыки, оперные певцы.

Экспрессивный памятник экспрессивной личности. Скульптор Давид Беджанян. Источник: autotravel.ru
Экспрессивный памятник экспрессивной личности. Скульптор Давид Беджанян. Источник: autotravel.ru

Арно Бабаджанян стал тем самым человеком, оставленное наследство которого будет жить вечно в сердцах последующих поколений, согревая души и сердца. «Музыка должна растрогать слушателя. Первое и необходимое условие правдивости музыки – это эмоциональность. Она должна взволновать тебя, растрогать сердце, а не удивлять», — говорил Арно Бабаджанян. Его музыка стала бессмертной по той причине, что была рождена, как когда-то признался сам маэстро, от чистых эмоций. Он запомнился нам живым, жизнерадостным человеком с безграничным желанием жить и творить.

Источники:

https://armeniasputnik.am/20220121/inchpes-tsnvec-gegheckutjan-taguhin-hetaqrqir-paster-arnvo-babajanjani-masin-37778800.html

https://svetlanahambardzumyan.wordpress.com/2021/01/21/դրվագներ-և-հետաքրքիր-փաստեր-առնո-բաբա/

https://slim.am/մշակույթ/16549841984198-5/

https://hy.wikipedia.org/wiki/Առնո_Բաբաջանյան

https://anmmedia.am/hy/musician/arno-babajanyan/76

https://www.panorama.am/am/news/2016/01/22/Առնո-Բաբաջանյան/1515859

Самое популярное

Похожие статьи

Шарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить…»

Шарль Азнавур – имя, которое можно озвучить в любом уголке земного шара без использования прилагательных, чтобы представить его

Месроп Маштоц и создание армянского алфавита

Армянский алфавит – это величайший шедевр человеческого творения, созданный не только для того чтобы писать и читать на родном языке, познавать себя и другие народы, но и для самоопределения, сохранения самобытности, истории, культуры, веры и традиций – главных критерий для физического и духовного существования каждого народа

21 февраля Международный день родного языка

Родной язык – это один из важнейших элементов самоопределения и сохранения духовных ценностей каждого народа
0:00
0:00