ГлавнаяСтатьиШарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить...»

Шарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить…»

Последние премьеры

Шарль Азнавур – имя, которое можно озвучить в любом уголке земного шара без использования прилагательных, чтобы представить его. Исключительный талант, покоривший своим голосом сердца слушателей, легенда – создавший своим музыкальным творчеством неповторимый стиль, сразу узнаваемый каждым человеком на земле

Шахнур Вагинак Азнавурян (имя, которое дали ему при рождении) – легендарный французский шансонье армянского происхождения, композитор и актер родился 22 мая 1924 г. в Париже в обычной семье мигрантов. Отец (Миша Азнавурян) был родом из Ахалцхи, но его предки были из Эрзрума. Говорят, его отец был поваром у самого царя Николая II. Мать (Кнар Азнавурян) была родом из Измира. Ее семья, как и миллионов других армян, стала жертвой Геноцида армян в 1915 г.

Шарль Азнавур с родителями Мамиконом (Мишей) Азнавуряном и Кнар Багдасарян, 1964 год. Источник: https://tsimmes.ru
Шарль Азнавур с родителями Мамиконом (Мишей) Азнавуряном и Кнар Багдасарян, 1964 год. Источник: https://tsimmes.ru

Когда Миша Азнавурян вместе с актерской группой переезжал из Батуми в Константинополь, он встретил там свою будущую жену. Они влюбились и вскоре поженились. В 1920-х гг. молодая семья Азнавурянов вместе с новорожденной дочкой Аидой переехала в Болгарию, а после — в Париж. Миша стал работать в ресторане своего отца. Он писал песни на армянском и русском языках, играл на таре (национальный армянский музыкальный инструмент). Но, несмотря на его работу, основная забота о семье лежала на жене Кнар. Ведь не удивительно, что в воспоминаниях Шарля мать запомнилась так: «Я вижу свою мать у швейной машинки Зингер, бесконечно крутящую педаль под светом нефтяной лампы, дабы завершить работу, которую нужно сдать на следующий день, чтобы получить тот франк, результат ее бессонных ночей, нужный для существования ее любимой семьи. Здоровой или нездоровой, усталой или нет, мать всегда отдавалась работе. Иногда мать играла на пианино или писала. В молодости она работала в редакции армянской газеты в Турции, и желание писать никогда не покидало ее». (Из книги «Прошедшие дни, воспоминания», Шарль Азнавур).

Мать Шарля была актрисой, поэтому театральный мир был знаком ему еще с детства. Уже в 9 лет он оставил школу ради актерской жизни. Уже тогда он начал петь и выступать на сцене «Театр маленького народа», а в 1936 г. в 12 лет состоялся его дебют в кинематографе, где он сыграл эпизодическую роль.

Семья Азнавура строго чтила армянские традиции, не забывала свой родной язык, посещала армянскую церковь. Его родители не раз участвовали в армянских театральных постановках, на которых присутствовал Шарль. Еще с детства он интересовался искусством, посещал театральную школу. Чтобы помочь родителям прокормить семью юный Шарль выступал в мелких постановках, пел в церкви. Но, несмотря на любовь к музыке, он поступил в школу электроники. Но уже в середине 1940-х гг. главным его делом стала музыка.

Когда Шарлю было 18 лет, Аида, его сестра, повела его в варьете, где она сама выступала. Но, это не принесло ему не денег, ни славы. Публика не принимала ни его внешность, ни голос. Но он никогда не унывал. Он был постоянным посетителем театра, кино, варьете. Эти годы неудачи стали для него настоящим университетом жизни для дальнейшей его карьеры.

Тернистый путь к славе

Он был ни широкоплечим, ни с внушительной внешностью, но сумел преклонить на колени весь мир. Рассказанные бархатным голосом истории о жизни и любви, были искренны, его поведение на сцене – простым, но таким непосредственным и родным, как будто на сцене не поют, а разговаривают.

Однако, публика не сразу приняла Азнавура. Пресса постоянно шутила над его внешностью, но он не унывал и благодаря силе воли снова поднимался на сцену, пока не сумел доказать публике, что он достоин быть услышанным. Его путь к славе длился целых 20 лет.

Личная жизнь Азнавура никогда не была открытой, немногим известно про его женщин и романов с ними. Но одна из них оставила в жизни Азнавура судьбоносный след. Этой женщиной была знаменитая Эдит Пиаф, которая нашла Азнавура и помогла ему преодолеть сложный путь к славе.

Мишель Эмер, Эдит Пиаф, Эдди Константин и Шарль Азнавур. Париж, 1950. Источник: https://gettyimages
Мишель Эмер, Эдит Пиаф, Эдди Константин и Шарль Азнавур. Париж, 1950. Источник: https://gettyimages

А все началось однажды в кабаре… Эдит вышла из-за стола уже пьяная и властно сказала: «Давай потанцуем». Шарль покраснел, а потом вдруг резко встал и посадил ее обратно на свое место. Потом он отошел чуть подальше, повернулся к Пиаф и негромко присвистнул. Это было уличной манерой пригласить потанцевать. Так могли делать лишь мужчины. — «А он неплохой, этот малыш, строгий», — произнесла она. Все засмеялись. — «Еврей?». – «Нет, я армянин». – «Как так вышло?». – «Это долгая история». – «Ну, тогда не нужно рассказывать». – «А почему носишь черную одежду?». – «Так не видно, что она не свежая». «Может твоя одежда и сейчас грязная?». – «Может быть…». Интересно, что и потом Шарль практически всегда выступал в черной одежде.

Тогда Шарль со своим другом — молодым композитором и пианистом Пьером Роше выступал в кабаре по вечерам, исполняя собственные произведения. Азнавур писал слова, а Пьер – музыку. После одного из выступлений их заметила Эдит Пиаф. Эта встреча дала начало периоду трудных и странных отношений, который длился 8 лет.

Пьер Рош и Шарль Азнавур. Источник:  https://spotify.com
Пьер Рош и Шарль Азнавур. Источник:  https://spotify.com

В день той встречи после концерта они пили и разговаривали всю ночь. Эдит предложила друзьям выступать во время ее гастролей. Но это длилось недолго, так как она должна была уехать в США. Когда Азнавур спросил ее, краснея, не хочет ли она продолжить сотрудничество, она ответила: «Несомненно, приезжайте  ко мне, я буду ждать». Было сказано и забыто. Начался ее очередной роман, и она так и не вспомнила про приглашение. Азнавур и Роше уехали в Канаду и выступили довольно успешно. Но в Париж Азнавур вернулся один. Пьер Роше остался в Канаде, наслаждаясь очередным романом.

Шарль гордо предстал перед Пиафом в изумрудном пиджаке и широком атласном галстуке весь довольный собой. «Ты что, в цирке работал?», — съязвила она. Эти слова очень обидели молодого Шарля, но долго злиться на эту женщину он не умел. Так началась их «совместная» жизнь. Всем казалось, что у них роман. Поэтому после нескольких месяцев его представляли, как юношу, который сочиняет песни и сожительствует с Эдит Пиаф. Азнавур всячески старался доказывать знакомым, что они ошибаются, что не существует никакого романа, но все бессмысленно. И вскоре Шарль сам запутался в своих чувствах – они были слишком болезненны для простой дружбы и слишком платоничные для обычной страсти. Он исполнял роль ее водителя, секретаря, был другом по выпивке и вскоре вовсе переехал к ней в квартиру. Он всегда был рядом, выполнял все ее пожелания и прихоти: в 3 часа ночи ехал в другой конец города за любимым пирожным Эдит, часами слушал ее истории об очередном любовнике…

Однажды она сказала: «Шарль у тебя ужасный нос». Они ужинали в ресторане – Шарль, Эдит, ее любовник Эдди Константе и несколько друзей. «Да, да, такой нос ни для чего не годится, он слишком длинный, нужно скорее что-то предпринять», — добавила она. Один из присутствующих сказал, что знаком с одним отличным пластическим хирургом.

«Решено», — произнесла Пиаф, и пока Азнавур пытался возражать, распорядилась, чтобы позвонили хирургу и записали Шарля на прием. За день до операции Эдит решила “попрощаться” с его длинным носом. Они собрались с друзьями и веселились до утра, а когда до операции оставались считанные часы, Пиаф вдруг посмотрела на Шарля и задумчиво проговорила: «С другой стороны, думаю, твой нос кажется не таким уж плохим…». Но было уже поздно, Азнавур пошел на операцию, желая убежать от мира. Потом он всегда говорил, что Эдит вынудила его стать французом.

«Женщины, которых я всегда ставил превыше всего, любили меня, лгали, обожали, покидали, но перед тем как уйти, дарили мне иллюзии счастья. Поэтому я не считаю себя ни жертвой, и ни святым. Зачастую, они получали от меня то же самое, так как я человек, как и все другие».

На следующий день он собрал свои вещи и покинул ее квартиру. После этого весь Париж болтал, что Эдит выгнала его. В один миг исчезли друзья, а двери шоу-бизнеса с грохотом закрылись перед ним. Он опять стал бедным начинающим певцом.

Для заключения контракта на сольный концерт в одном из парижских клубов Азнавуру понадобился год. Но особо жестокой была французская пресса. Даже было дело, когда однажды один из радиоведущих сравнил его с Квазимодо во время своей передачи . В моде были любовные песни, а эмоциональное слово Азнавура на этом фоне никак не принималось. Но уходящая мода вскоре уступила свое место, стойким, непосредственным, глубоким чувствам и таланту.

Состоявшийся в 1950-х гг. концерт в Касабланке стал поворотным моментом и навсегда изменил его жизнь. Публика долго не отпускала его уходить со сцены. Это было действительно феерично. Тогда в Париж вернулся совсем другой Азнавур. В 1954 г. он заключил свой первый серьезный контракт. Имя Шарля Азнавура зазвучал в известном европейском концертном зале «Олимпия». 3 недели подряд зал был полон зрителей. Азнавур стал «номер один» молодым исполнителем Франции.

Постепенно, год за годом, он доказывал другим, что достоин славе. Те, кто в прошлом говорили о нем плохо, начали делать попытки подружиться с ним. Он, как и Пиаф, обрел свою свиту друзей, но четко помнил ее слова, «Послушай, бродяга, когда у тебя начинают занимать деньги или воруют открыто, значит, ты на верном пути». Азнавур был известен уже во всем мире, но его это не утешало. Он чувствовал себя тем же одиноким бродягой.

В 1955 г. началась его карьера в кинематографе. Он стал активно сниматься в кино, более чем в 50 фильмах, сотрудничая с такими известными режиссерами, как Рене Клер, Клод Шаброль, Клод Лелуш. Он получил награду за лучшую мужскую роль, сыгранную в фильме «Хрустальная звезда». Два года спустя он снялся в двух фильмах Жоржа Франжю «Парижский мюзик-холл» и «Голова против стен», параллельно занимаясь музыкальной карьерой. Известны также другие фильмы с его участием: «Переход через Рейн», «Стреляйте в пианиста», «Дьявол и 10 заповедей», «Эдит и Марсель», «Железный барабан», «Отец Горио» и другие. В творческой жизни Азнавура особое место занимает фильм Атома Эгояна «Арарат», посвященный памяти Геноцида армян 1915 г.

Шансон Азнавура пересек даже океан. В Америке его сравнивали с Пеле и Элизабет Тейлор. Там он нашел другую известную женщину своей жизни – Лайзу Минелли. Он встретил ее в 1960-х гг. в Нью-Йорке и влюбился. Лайзе тогда было 19, а ему – 39 лет. Он был уже известным, а она делала свои первые шаги в шоу-бизнесе.

Шарль Азнавур с Лайзой Минелли Источник:  https://parismatch.com
Шарль Азнавур с Лайзой Минелли Источник:  https://parismatch.com

«Для меня вечная любовь заключается в двух ярких образах – Эдит Пиаф и Лайзе Минелли. Благодаря Эдит, я стал французом, мы имели много общего, в том числе наше прошлое, о котором мы вспоминали с грустью. Я любил и Лайзу Минели, но такая любовь обычно не имеет будущее, от нее рождаются лишь песни. К примеру, песня Вечная любовь».

Эта их песня была переведена на разные языки, стала лейтмотивом в кино, в том числе в известном фильме «Тегеран-43».

Азнавур пел вместе с Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Лайзой Минелли, Мирей Матье, Патрисией Каас. Вместе с дочкой Седой исполнил песню Саят-Новы «Ашхарумс ах чим каши».

Шарль Азнавур с Мирей Матье. Источник: https://radiochisinau.md
Шарль Азнавур с Мирей Матье. Источник: https://radiochisinau.md

В 1963 г. состоялся первый концерт Шарля Азнавура в Советской Армении. Это стало настоящей легендой. Купить билеты было практически  невозможно, в коридорах концертного зала не было места даже постоять. Главные места занимали представители Компартии. Азнавур попросил тогда лишь об одном – оставить свободными 7 мест спереди. Он пожелал увидеть там свою бабушку, которую никогда не видел и хотел познакомиться с ней. Во время концерта и после нее бабушка не переставала аплодировать и плакать. Великий шансонье сошел со сцены, опустился на колени и передал бабушке свой платок.

В этом же году, 11 декабря не стало Эдит Пиаф. В последние годы они мало общались, Эдит болела, и новость о ее смерти мало кого удивила, но Азнавур, все равно, тяжело перенес это. Она ушла и забрала с собой тот период его жизни, который они провели вместе.

Шарль Азнавур у дома Эдит Пиаф в день ее смерти, 10 октября 1963. Источник: https://francetvinfo.fr
Шарль Азнавур у дома Эдит Пиаф в день ее смерти, 10 октября 1963. Источник: https://francetvinfo.fr

«Для тебя, Армения»

Связь Азнавура с родиной была тесной и крепкой. Несмотря на то, что он родился и всю жизнь провел далеко от нее, он всегда помнил, что он армянин и был горд этим.

Спустя неделю после катастрофического Спитакского землетрясения 1988 г. он был уже в Армении. Тревогу невозможно было скрыть. Когда его спросили об этом, он ответил: «Армяне плачут от тревоги, но когда они плачут, то больше ничего невозможно сделать». Он призывал быть сильным, обращаясь к армянскому народу, так как еще многое нужно сделать. Он основал благотворительную организацию «Азнавур для Армени», благодаря которой было построено много домов, школ и больниц. В это же время благодаря его усилиям более чем 90 исполнителей французского шансона и актеры собрались и выпустили песню «Для тебя, Армения». 13 недель подряд эта песня занимала первое место в хит-парадах Франции. Было продано около 2 млн. дисков.

Чтобы собрать деньги в поддержку пострадавших, он написал песню - Для тебя, Армения. Источник: https://photo.femmeactuelle.fr
Чтобы собрать деньги в поддержку пострадавших, он написал песню — Для тебя, Армения. Источник: https://photo.femmeactuelle.fr

В дальнейшем, в знак благодарности и уважения за оказанную помощь Армении, в 1995 г. ему был вручен дипломатический паспорт Республики Армения и титул постоянного посла ЮНЕСКО. В 2009 г. он был назначен чрезвычайным и полномочным послом РА в Швейцарии. Он награжден орденом НКР “Григор Лусаворич” и орденом «Арарат» культурного центра Текеян.

Он является автором мемуаров “Азнавур об Азнавуре” (1975 г.), “Прошедшие дни” (2004 г.), автобиографии “Громким Шепотом” (2015 г.) и других книг.

Именем Азнавура названа площадь в Ереване, драматический театр в Вагаршапате, а в городе Гюмри на одноименной площади гордо возвышается его памятник. В 2004 г. в музее Мадам Тюссо была поставлена его восковая фигура. В Ереване был открыт музей Азнавура.

Площадь имени Шарль Азнавура в Ереване. Источник: https://usa4.ru/archives/4741
Площадь имени Шарль Азнавура в Ереване. Источник: https://usa4.ru/archives/4741

Шарль Азнавур за всю свою жизнь остался самым армянским французом и самым французским армянином. Не случайно, что однажды он сравнил себя с кофе с молоком. Там практически невозможно отделить кофе от молока, так как невозможно отделить в нем французское от армянского.

«Трудная жизнь и обманутая любовь, сделали меня тем, кем я являюсь сегодня. И пусть это не покажется самохвальством — я нравлюсь самому себе. Если бы мне пришлось прожить свою жизнь снова, то я бы заново пережил ее в точности так, как было».

Азнавур никогда не отступал. Он планировал дать концерт в Армении в свое 100-летие. К сожалению, он не успел, но ушел из жизни, никогда не покидая сцену и продолжая завоевывать мир своим голосом и исключительным стилем.

Великий шансонье умер 1 октября 2018 г. в городе Мурьес во Франции.

Шарль Азнавур был признан лучшим эстрадным певцом XX века согласно CNN и Time. 9 его авторских произведений попали в список лучших французских песен. В 1973-м его песня «She» получила золотой, а потом платиновый диск. Общим числом он создал  более 1000 песен. Он — носитель ордена Почетного легиона Франции, был удосужен Victory и многочисленным другим наградам. В течение своей карьеры он снимался более чем в 60 фильмах, был награжден за актерскую работу, а в 1971 г. удосужился самой престижной награды Венецианского фестиваля «Золотой лев». Он сам инсценировал несколько оперетт, первая из которых «Monsieur Carnaval» сразу же стала знаменитой, где звучал известный его хит «La boheme».

Азнавур всегда был щепетилен в плане одежды. Не случайно, что в 1974 г. он получил награду Brummel за свой элегантный внешний вид.

Каждый год французские журналисты вручают знаменитостям награду «Апельсин» за доброжелательное отношение к прессе и его работникам. А те, кто усложняют работу прессы, получают «Лимон». В 1970 г. Азнавур получил целую корзину апельсинов.

Но, возможно, самым незабываемым событием стал его визит в Армению вместе с покойным Римским Папой Иоанном Павлом Вторым. Азнавур исполнил произведение «Ave, Maria» у вечного огня в Цицернакаберде. Песня звучала, как настоящая молитва: его руки  дрожали,  голос тоже, а уже старый и больной Римский Папа слушал, и казалось, он тоже молится Богу вместе с исполнителем.

Президент Серж Саркисян с супругой, всемирно известный шансонье Шарль Азнавур, голливудская звезда Джордж Клуни и католикос всех армян Гарегин Второй. Источник: www.president.am
Президент Серж Саркисян с супругой, всемирно известный шансонье Шарль Азнавур, голливудская звезда Джордж Клуни и католикос всех армян Гарегин Второй. Источник: www.president.am

Источники:

http://encyclopedia.am/pages.php?hId=898

http://arm-biography.blogspot.com/2013/09/Charles-Aznavour-1924-Biography-arm.html

https://www.panarmenian.net/arm/details/240261/

https://www.shantnews.am/news/view/167127.html

https://kinoashkharh.am/2021/05/sharl-aznavour/

Самое популярное

Похожие статьи

Арно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

В истории всемирной культуры армянский народ оставил много ярких и запоминающих имен, чьи произведения считаются бессмертными, несмотря на перемену эпох...

Месроп Маштоц и создание армянского алфавита

Армянский алфавит – это величайший шедевр человеческого творения, созданный не только для того чтобы писать и читать на родном языке, познавать себя и другие народы, но и для самоопределения, сохранения самобытности, истории, культуры, веры и традиций – главных критерий для физического и духовного существования каждого народа

21 февраля Международный день родного языка

Родной язык – это один из важнейших элементов самоопределения и сохранения духовных ценностей каждого народа
0:00
0:00