ГлавнаяСтатьиХачкар – многовековая культура армянского народа, заключенная в камне

Хачкар – многовековая культура армянского народа, заключенная в камне

Последние премьеры

Хачкар – самый распространенный вид проявления армянской средневековой культуры и самое характерное свидетельство гениальности и творческой оригинальности армянского народа, который сумел превратить обычный кусок камня в символ красоты, вечной памяти, веры и поклонения

Хачкар Siroun Хач ( «красивый крест»), xiii - го века, недалеко от Дсехе. Источник httpsbackup.aemar.orgview-https-ru.frwiki.wikiwikiKhatchkar
Хачкар Siroun Хач ( «красивый крест»), xiii — го века, недалеко от Дсехе. Источник httpsbackup.aemar.orgview-https-ru.frwiki.wikiwikiKhatchkar

Хачкар представляет собой своеобразный обелиск из каменной плиты, на котором изображен крест, украшенный оригинальным орнаментом. Плита в основном установлена на пьедестале, а лицевой стороной смотрит на запад. Хачкары распространены практически на всей территории Армении, а также за ее пределами, где некогда ступала нога армянина. Эти уникальные архитектурные шедевры являлись неотъемлемой частью нашего народа и на территории Исторической Армении. К несчастью часть их разрушена до основания врагами, а часть находится на краю уничтожения.

Что собой представляет хачкар

В Армении исключительно во всех церковных помещениях присутствуют хачкары. Армянский народ один из немногих, кто так преданно защищал свою веру на протяжении веков, превратив крест в предмет поклонения. Поэтому древними мастерами были созданы удивительные каменные символы, настоящие шедевры архитектуры, именуемые хачкаром. Вы можете увидеть хачкары во всех уголках нашей страны, но никогда не увидите двух одинаковых. Каждый хачкар уникален, его цель – создать связь между человеком и Богом.

Интересно: Несмотря на то, что издалека хачкары кажутся симметричными, с близкого расстояния можно увидеть, что стороны несколько отличаются друг от друга. Бытует мнение, что хачкары ориентируются в соответствии со сторонами света.

Самый древний известный хачкар. Эчмиадзит 9-ый век. Источник. spb.mfa.am
Самый древний известный хачкар. Эчмиадзит 9-ый век. Источник. spb.mfa.am

Главный элемент произведения хачкара – это крест, который находится в центре, окруженный остальным орнаментальным произведением, завораживающим неописуемой красотой, логикой и симметрией исполнения, многообразием изображений. Особо популярными считаются изображения винограда и граната, являющиеся национальным символом. Зачастую на нижней части плиты наносится изображение символа вечности, который также является одним из духовных символов. Вместе с крестом он символизирует продолжительное течение жизни и национальные представления о вере. Элемент оригинальности произведения хачкара – это его бесконечность.

На каждом хачкаре существует 5 важных и заветных точек. Четыре из них соответствуют сторонам креста, а пятый – это точка их пересечения. В древние времена она также называлась «ак», являясь самой главной точкой креста. Верхняя точка называется «таг» (корона), символизирующая небесное царство. Нижняя точка символизирует уничтожение ада. Правая сторона связана с распределением даров, а левая – с отпущением грехов.

Церковь Нораванк. Источник forum.awd.ru
Церковь Нораванк. Источник forum.awd.ru

Перед тем как установить хачкар его нужно осветить. Сначала освещается центр креста, далее – верхняя часть, потом освещаются правая и левая стороны, и в конце – нижняя часть. Процессия освещения сопровождается специальным церковным песнопением.

История возникновения хачкаров

Хачкары – символы своеобразия армянской культуры. Самые древние из них менхиры – вертикально возведенные каменные обелиски, которые массово встречаются в Армении. Им поклонялись наши предки. Похожими объектами поклонения также считаются так называемые «вишапы» (драконы) — своеобразные памятники, имеющие вид гигантской рыбы. Здесь можно увидеть следы обработки в виде скульптур и идеологий. Их связывают с поклонением Астхика Деркето – богини воды у древних армян.

Древние Хачкары. Источник forum.awd.ru
Древние Хачкары. Источник forum.awd.ru

Если выше перечисленные объекты слегка похожи на современные хачкары, то урартские обелиски (8-7 века до н.э.), состоящие из пьедестала и вертикально возведенного на него прямоугольного столба или плиты с клинописью могут быть рассмотрены как обьемно-пространственные прототипы современных хачкаров. Такие монументы были распространены в дохристианские времена. Их устанавливали на дорогах, в городах по разным причинам. Часть их достигла до 4-5 веков.

Интересно: У подножия горы Арагац были найдены древние четырехугольные колоновидные обелиски с изображением креста. Они состояли из двух частей: пьедестала и вертикального тела.

Более яркие примеры хачкаров раннего христианства состоят из трех частей: лестничного основания, пьедестала и вертикального тела. Прототипом для современных хачкаров являлись деревянные кресты, которые обычно возводились на месте разрушенных языческих храмов. По традиции деревянные кресты были устанавлены в Армении на острове Севан, в Санаине, а также в Грузии около Мцхети на горе Мцире, где в 7 веке был построен церковь Джвари, что в переводе с грузинского языка означает крест.

В 4-7 вв. были осуществлены попытки заменить деревянные кресты каменными. Об этом говорят археологические находки, найденные во время раскопок Двина. «Крылатые кресты», происходившие из деревянных крестов одновременно стали основой для формирования нового армянского, своеобразного искусства. Похожие «крылатые кресты» были найдены во время раскопок в Двине.

Назначение и завет хачкаров

Хачкар – более усовершенствованная во всех смыслах модель четырехугольных обелисков раннего средневековья с изображением креста и крылатых крестов, большая часть которых была уничтожена во время арабских походов. Хачкар заключает в себе основную идеологию христианства – спасение Иисуса Христа. Основной элемент это крест – символ Христа, Древа Жизни, обещанного небесного духовного рая и спасения. Для армян он заменял иконам.

С 4-5 вв. хачкары стали возводиться в честь военных побед, для увековечивания исторических важных событий, вставляться в стены церквей в качестве архитектурного украшения. Хачкар служил также надгробным камнем для спасения души умершего, например, хачкары кладбищ Норатуса, Аринджа, Сахмосаванка, Старой Джуги (полностью разрушены азербайджанцами в 1998-2006 годах). Последние являлись также историческими «документами», надписи на которых свидетельствовали о важных событиях внутренней и внешней жизни страны.

Хачкар Руки Матери, посвященный памяти жертв Геноцида армян, находится в городке Лоуэлл (штат Массачусетс, США). Источник smartik.ru
Хачкар Руки Матери, посвященный памяти жертв Геноцида армян, находится в городке Лоуэлл (штат Массачусетс, США). Источник smartik.ru

В большинстве случаев на хачкаре отдельно или рядом с именем клиента наносилось имя мастера, изготовившего его. Из известных мастеров можно отметить Мхитара Казмоха (12 в.), Момика, Погоса (8 в.), Кирама Казмоха (16-17 вв.) и других. Обычно мастер сам выбирал стиль и изображение хачкара. Основным материалом являлся желто-красный туф. Сначала наносился изображение креста, а потом оригинального орнамента вокруг него.

В 10-13 вв. сформировались и достигли своего совершенства в плане стилистики основные виды искусства хачкаров. Их начали создавать из цельных камней, устанавливать на пьедесталы, вставлять или изваять в стенах церквей. Встречались также групповые хачкары, возведенные на массивных скалах.

Интересно: Дошедшие до нас самые древние хачкары принадлежат царевне Катраниде (879 г, Гарни), князю Григору Атрнерсеу (881 г, Мец Масрик) и другим.

В средневековье хачкары часто красили в красный, реже в белый или синий цвета. В случае если камень имела много пор, ее поверхность предварительно покрывали тонким слоем известкового раствора, а потом уже красили. Обычай окрашивания берет начало еще с древних времен. Красным цветом были покрашены несколько хачкаров Талина (8-10 вв.), два обнесенных стеной хачкара в Кохбе (12-13 вв.), ряд хачкаров установленных в Оганаванке, хачкары в церкви Св. Рипсимэ (16-17 вв.) и другие. Есть основания думать, что когда-то хачкары окрашивали разноцветными красками. Доказательством тому служит Аменапркич хачкар в монастырском комплексе Ахпат (1273 г.) – пока что единственный в своем роде.

В 11-12 вв. эволюция произведения хачкаров и их стилистических особенностей приблизился к своему завершению. Известны следующие виды хачкаров: «Св.Саргис» (для защиты влюбленных от злого глаза), «Цасман хачер» (для обуздания природных катастроф), «Аменапркич», «Деисус» или «Барехосутюн», «Амбардзум», «Цнунд» и другие.

Всеспасительные хачкары

На территории Армении было создано и возведено большое количество хачкаров, но только на четырех из них есть изображение Иисуса Христа. В основном это изображения, на которых показывается распятие Спасителя и его снятие с креста. Именно такие хачкары называются Аменапркич, т.е. всеспасительные. Из названия становится понятным, что в те времена верующие были уверены, что такие хачкары обладают силой исцелять, защитить от зла.

Ошакан. Храм Месропа Маштоца. Армянский алфавит в виде хачкаров. Источник hayblog.ru
Ошакан. Храм Месропа Маштоца. Армянский алфавит в виде хачкаров. Источник hayblog.ru

Всеспасительные хачкары были созданы в Армении в течение 12 лет. Самый древний из них находится в монастыре Ахпат, датированный 1273 годом. Согласно надписям, присутствующим на обелиске, он был возведен епископом монастыря. Два из остальных трех всеспасительных хачкаров находятся в Эчмиадзине. Один из них выгравирован на дереве и перевезен в Эчмиадзинский музей из монастырского комплекса Авуц Тар. Четвертый хачкар находится в селе Дсех.

Хачкары Норатуса

Село Норатус самая старая деревня в Гехаркуникском районе на расстоянии 5 км от Гавара. Кладбище села известно своими хачкарами, самый древний из которых датирован 9 веком, а остальные в основном относятся к 12-14 векам. Кладбище иначе называется полем хачкаров, где можно увидеть более 1000 каменных обелисков.

Кладбище хачкаров Норатус. Источник forum.awd.ru
Кладбище хачкаров Норатус. Источник forum.awd.ru

Согласно легенде, когда многочисленная армия сельджуков напала на войска царя Гегама, армяне победили благодаря хачкарам. Поскольку армия царя была малочисленной, он приказывает надеть одежду на хачкары. Издалека сельджукам кажется, что перед ними стоит многочисленная армия, поэтому они начинают паниковать и бежать. Благодаря этому армянская армия одерживает победу.

Хачкары Старой Джуги

Джуга – известный старый город в Исторической Армении, который находился в Мец Айке в районе Ернджак, на левом берегу реки Аракс. В Джуге было около 3000 домов, 9 храмов и церквей. Город также был известен своим кладбищем. Путешественник Александр Родес, побывавший в Джухе в 1648 г, свидетельствовал о том, что там было больше 10 000 хачкаров. Но согласно некоторым свидетельствам в начале 20 века в кладбище осталось около 6000 хачкаров, а в конце тысячелетия их численность сократилось до 3000. Самые ранние из них датированы 9-10 веком.

Разрушение хачкаров Джульфа (Азербайджан). Источник hmong.ru
Разрушение хачкаров Джульфа (Азербайджан). Источник hmong.ru

Хачкары Джуги отличаются своим исполнением как от хачкаров прошлых времен, так и от аналогов на соседних территориях того же времени. Во-первых, длина этих обелисков превышала ширину 3-4 раза, во-вторых, плиты не сужались у основания и не имели пьедестала. На них встречались изображения Иисуса Христа, Св. Богородицы и евангелистов. На нижней части плиты можно было увидеть изображение усопшего и некоторые надписи.

В 1998-2005 годы были организованы массовые мероприятия по уничтожению хачкаров Джуги. А начиная уже с 2005 г. правительством Азербайджана было осуществлено организованное уничтожение хачкаров, в результате которого были разрушены и превращены в стройматериал последние 3000 хачкаров.

Год спустя после конечной ликвидации хачкаров Джуги начались их восстановительные работы. В настоящее время изготавливаются аналоги этих обелисков, которые размещаются во дворах церквей и различных парках. 20 аналогов хачкаров Джуги находятся в Гюмри.

Армяне в течение времени создали и воздвигли примерно 50 000 хачкаров, несмотря на то, что многие из них разрушены или неполные в результате вражеских походов, их частых нападений, ненависти и жестокости. К счастью, искусство хачкаров возродилось в последнем десятилетии: многие мастера и скульпторы продолжили древние традиции, подарив миру уникальные произведения, присущие исключительно армянскому народу.

Искусство армянских хачкаров заключает в себе чисто символический смысл, олицетворяющий нашу веру и поклонение Богу. В 2010 г. оно было включено в список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества.

Источники:

https://hy.wikipedia.org/wiki/%D4%BD%D5%A1%D5%B9%D6%84%D5%A1%D6%80

https://mocak.am/15587/%D5%AD%D5%A1%D5%B9%D6%84%D5%A1%D6%80%D5%A5%D6%80/

https://www.armgeo.am/armeniancrossstone/

Самое популярное

Похожие статьи

Шарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить…»

Шарль Азнавур – имя, которое можно озвучить в любом уголке земного шара без использования прилагательных, чтобы представить его

Арно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

В истории всемирной культуры армянский народ оставил много ярких и запоминающих имен, чьи произведения считаются бессмертными, несмотря на перемену эпох...

Месроп Маштоц и создание армянского алфавита

Армянский алфавит – это величайший шедевр человеческого творения, созданный не только для того чтобы писать и читать на родном языке, познавать себя и другие народы, но и для самоопределения, сохранения самобытности, истории, культуры, веры и традиций – главных критерий для физического и духовного существования каждого народа
0:00
0:00