ГлавнаяСтатьиТъярнэндарач или Терендез – армянский традиционный христианский праздник с языче...

Тъярнэндарач или Терендез – армянский традиционный христианский праздник с языческими корнями

Последние премьеры

Армения – страна, имеющая много традиций и праздников. Один из них – Терендез, излюбленный праздник всех армян

Корни праздника уходят в далекое прошлое во времена языческой Армении, когда предметом поклонения был огонь, поэтому символом праздника является костер, через который нужно прыгнуть. Терендез также называют праздником новобрачных.

Праздник Тъярнэндарач или, как его называют в народе Терендез, посвящен дарованию младенца Иисуса церкви. Он празднуется с вечера 13 на 14 февраля спустя 40 дней от Рождества Христова (6 января). Название праздника означает «Выйти навстречу Богу», распространены также названия Терендез, Трнтес, которые произошли от армянского названия «Терн енд Дзез», а также Тандареч, Тндалеш, Таринч-таринч, Дардаранч, Доронч, Мелет, Хдр и т.д.

Подношение Иисуса Христа Церкви Источник wikiwand.com
Подношение Иисуса Христа Церкви Источник wikiwand.com

Согласно закону Армянской Апостольской Церкви, накануне праздника после вечернего богослужения, выполняется предпраздничная церемония, провозглашающая начало праздника Теруни. Обычно в конце этого ритуала проводится церемония Андастан, во время которой благословляются 4 конца света. После Андастана начинается церемония благословения свечей. С помощью огня, взятого из церкви, во дворах разводятся костры в качестве символа света Христа. А 14 февраля во всех церквях проводится Священная Месса. По поручению Католикоса Всех Армян Гарегина Б после проведения мессы в честь праздника Тъярнэндарач, во всех армянских церквях осуществляется благословение новобрачных.

Возникновение и значение праздника Терендез

Согласно старому еврейскому закону после рождения мальчика, когда ему исполняется 40 дней, мать с новорожденным ребенком должна явиться в церковь, принести жертву за чадо свое и получить благословение священника. Так и Св. Мария вместе со своим 40-дневным сыном Иисусом пошла в церковь.

Об этом свидетельствует евангелист Гукас: «Когда исполнились дни их освещения, согласно закону Моисея, его повели в Иерусалим чтобы показать Богу, как было написано в законе Всевышнего: Каждый рожденный мальчик должен быть назван святым для Господа. И согласно Закону Господа должен подноситься дар: пара горлиц или два голубиных птенца».

Официальное имя праздника Терендез – Тъярнэндарач, связано с одним происшествием из жизни Иисуса Христа: Когда Св. Мария со своим супругом Иосифом отвели Иисуса в церковь на 40 день после его рождения, навстречу им вышел добрый и честный старик по имени Семен, который ждал прихода сына Господа. Увидев младенца Иисуса, он сразу понял, что это именно он, кому предначертано принести человечеству спасение и свет.

Празднуя Терендез, верующие как будто “выходят навстречу Господу”, откуда и произошло название праздника. Он посвящен Иисусу, поэтому очень популярен и любим в народе.

Но своими корнями праздник уходит в далекое прошлое во времена язычества. Считается, что он символизировал рождение Бога Ваагна, которое длилось 40 дней и проходило в пламени. Из этой пламени монах взял огонь и развел костер для людей. Во время языческого праздника невесты прыгали через костер, чтобы родить похожих на Ваагна мальчиков. Согласно другой гипотезе праздник был посвящен Богу Мигр и был связан с поклонением огню, так как считалось, что огонь греет, делает поля плодотворными, влияет на брачные узы. Целью празднования было воздействовать на морозы с помощью огня и усилить солнечное тепло.

Ритуал проходил во дворе храма. Собирался весь народ чтобы “растопить зиму”. Участники ритуала сочиняли песни с просьбами. Пожилые люди пели, например, «чтобы мои курицы несли яйца, коровы давали молоко, невестки рожали». Молодые парни и девушки в своих песнях восхваляли любовь. Бездетные женщины прыгали через костер, веря, что это поможет им забеременеть. К костру подносили больных с надеждой на их выздоровление.

Ритуал проходит во дворе храма. Источник levontravel.am
Ритуал проходит во дворе храма. Источник levontravel.am

Из большого костра доставали горящие дрова, чтобы развести костры в своих дворах, особенно там, где проживали новобрачные или помолвленные девушки. Свекрови в этот день должны были «показать невесту огню».

Вокруг костра, разведенного во дворе дома, кружилась новобрачная пара в свадебном таразе. Это считалось как бы второй свадьбой. Невеста в это время брала на руки новорожденного мальчика, чтобы ее первенец тоже был мужского пола. Если она пока что проживала в отцовском доме, свекровь отправляла ей «бажинк», т.е. ее долю угощения: сладостей, орехов, изюма, сахара, а также разные украшения.

В старые времена по направлению дыма костра делали предсказания. Участники церемонии внимательно следили за ним, предугадывая плодородность того года. Если дым шел по направлению юга или востока, считали, что год будет плодородным, если же направление дыма показывало север или запад, то ждали засуху. По направлению дыма также определяли, откуда придет жених или невеста.

Существовал специальный танец со свечами Терендеза для новобрачных. Семь брачных пар со свечами или лампами окружали танцующих новобрачных, чтобы защитить их от зла. А новобрачные танцевали внутри этого круга.

Первой прыгала через костер самая пожилая женщина в семье для очищения своего очага от нечисти, порчи. После нее прыгали молодые и дети. Если во время прыжка вспыхивал подол платья девушки, считали что в том году она выйдет замуж.

Пожилые женщины семейства для благополучных родов своих невесток, смешивали с водой пепел от костра Терендеза и давали пить беременной. Пепел Терендеза символизировал плодородие, поэтому очень часто его хранили в кувшинах, чтобы в доме всегда был избыток. Его также посыпали в курятниках, чтобы куры несли больше яиц, в полях, чтобы защитить посев от мышей.

В традициях армянского народа праздник Терендез также воспринимался поводом для снятия запрета со встречи жениха с родителями невесты. В старые времена новобрачным или помолвленным юношам не было дозволено увидеться с родителями невесты и в особенности с зятем. Прыжки через костер Терендеза сняли этот запрет, после чего юноши уже могли встретиться с семьей невесты. Но эта встреча не сопровождалась пиром, как это бывает сегодня. В те времена основным атрибутом со стороны жениха был маленький пакет со сладостями. Современным выражением этой традиции является вручение приданого особенно на праздник Терендез.

Новобрачные должны прыгать через огонь, взявшись за руки. Источник kstnews.kz
Новобрачные должны прыгать через огонь, взявшись за руки. Источник kstnews.kz

Терендез. Многообразие праздника

В Армении Терендез обычно воспринимается как праздник новобрачных, но в городе Сисиан, находившегося на расстоянии 217 км к югу от столицы, этот праздник любим среди детей. Здесь Терендез имеет название Хдр. В этот день дети, обычно школьники младшего и среднего возраста, собираются группами из 5-15 человек и ходят по домам соседей. Когда открывается дверь, дети бросают свои пакеты, связанные к руке 1,5-2 м веревкой, внутрь и все вместе произносят просьбу дня: «Хдр, хдр, хдр а, хдри оре эсор а, ов та зорана, ов чта корана» (сегодня день праздника Хдр, кто даст пусть станет сильнее, кто не даст пусть ослепнет). Детям в качестве угощения дают в основном агандз (смесь обжаренных зерен), сухофрукты, яблоко, сладости. Несмотря на то, что праздник приемлем среди сельских и городских жителей, некоторые из них отказываются давать детям угощения и поучаствовать в их играх. К празднику в основном готовятся пожилые люди и семья, чтившие традиции.

Как празднуют Терендез сегодня

Время идет, меняется образ жизни, но традиции сохраняются, ведь они заключают в себе исключительность каждого народа. Сегодня проведение ритуалов праздника Терендез намного изменилось, но основная идея осталось той же. Из народных традиций праздника остались элементы игрового характера и в особенности разведение костров. Каждый год 14 февраля в Армении разводятся костры и через них прыгают все независимо от возраста и пола. Теарнендарач один из самых популярных праздников в Армении. Его обязательно празднуют те семья, в которых есть новобрачные или помолвленные. В этот день проводится большое количество свадебных мероприятий и помолвок.

Терендез это праздник молодости, любви, весны и избавления от всего суетного и печального в прошлом. источник forum.na-svyazi.ru
Терендез это праздник молодости, любви, весны и избавления от всего суетного и печального в прошлом. источник forum.na-svyazi.ru

Главные участники праздника – молодые люди, новобрачные или те, кто собирается пожениться. Главный символ праздника – костер, через который они прыгают. Когда костер горит, женщины приносят на подносах разные блюда: похиндз, изюм, агандз, орехи, нут и крутят вокруг огня. Когда огонь стихает, начинают прыгать. Считается, что во время прыжка нельзя отпускать руки, чтобы союз был крепким. Пока молодые люди прыгают, взрослые сыплют на них зерна пшеницы и семья конопли. По древнему верованию во время ритуала костер получает энергию обновления, новой жизни. После молодых прыгают взрослые и бездетные женщины. Потом все берут друг друга за руки и танцуют вокруг костра.

Праздник Тъярнэндарач – это еще одно проявление уникальной культуры Армении, ее традиций, который дошел до наших дней, сохранив свою изначальную идею, символы и обычаи. Каждый, кто побывал в Армении, ради интереса обязательно должен хотя бы раз поучаствовать в церемонии празднования. Веселье и отличное настроение гарантируется!

Источники:

https://hy.wikipedia.org/wiki/Տյառնընդառաջ

https://imyerevan.com/hy/society/view/287

https://armeniasputnik.am/20220213/trndez-kam-tearnyndaraj-tvoni-hetanvosakan-ev-qristvoneakan-khvorhurdnery-38572587.html

https://www.civilnet.am/news/649344/տյառնընդառաջին-ընդառաջ-տոնի-խորհուրդը-և-ավանդույթները/

https://hetq.am/hy/article/50271

Самое популярное

Похожие статьи

Шарль Азнавур: «Мы рождены, чтобы умереть, но перед этим мы должны жить…»

Шарль Азнавур – имя, которое можно озвучить в любом уголке земного шара без использования прилагательных, чтобы представить его

Арно Бабаджанян: «Чтобы я не написал, получается по-армянски»

В истории всемирной культуры армянский народ оставил много ярких и запоминающих имен, чьи произведения считаются бессмертными, несмотря на перемену эпох...

Месроп Маштоц и создание армянского алфавита

Армянский алфавит – это величайший шедевр человеческого творения, созданный не только для того чтобы писать и читать на родном языке, познавать себя и другие народы, но и для самоопределения, сохранения самобытности, истории, культуры, веры и традиций – главных критерий для физического и духовного существования каждого народа
0:00
0:00